Журнал "Собака.ру", рубрика "Герой"
Февральский номер, 2009 г.
Участник творческой группировки «Протез» Григорий Ющенко не только подает большие надежды как
художник, но и мастерски пиарит свои работы. Например, во время акции «Ликвидация таможенного
конфиската» он вместе с другими художниками поставил раскладушку прямо посреди Дворцовой
площади, разложил свои работы и стал продавать их за неденежные единицы - окурки, пробки или
приседания. Затем в галерее Navicula Artis открылась и тут же была запрещена его выставка
«Реклама наркотиков». После всех скандалов провокатора признали и коллеги по цеху: в конце 2008
года Ющенко вышел в финал престижнейшей премии Кандинского.
Я родился в Новосибирске, но с раннего детства живу в Питере. Лет c пятнадцати ходил на все
художественные выставки без разбора, потом поступил на кафедру истории искусства СПбГУ. Чем
больше смотрел на происходящее в художественной жизни города, тем меньше оно мне нравилось и
тем больше хотелось делать что-то свое. В начале 2005 года в галерее «Паразит», где собрались
осколки мощных художественных объединений 1990-х годов - «Новых тупых», «Цэнтра Тижолава
Изкуства», «Арт-полигона», я познакомился с художниками Игорем Межерицким и Александром
Вилкиным. Втроем мы создали арт-группировку «Протез», которая специализируется на брутально-
трэшевой тематике в искусстве. Создание «Протеза» по времени совпало с тем, что я ушел от
родителей и стал жить один, так что у меня началась во всех смыслах новая жизнь.
Акций у нас было много. Например, «Подарки для лохов и импотентов» в галерее «Борей». Там было
открытие какой-то жирной выставки с фотографиями коней, и мы всем посетителям предлагали
приобрести наши работы в обмен на письменное признание себя лохом или импотентом, с
предоставлением паспортных данных. Работы разлетелись в момент, а список лохов и импотентов
можно посмотреть на нашем сайте. Самые сильные акции мы провели в 2008 году. Это моя выставка
«Реклама наркотиков», которая прошла в галерее Navicula Artis, и уличный проект группировки
«Протез» - «Охуенно русский», где мы перерисовывали наружную рекламу прямо в городском
пространстве. Из афиш разных исполнителей мы делали работы, пародирующие идиотскую социальную
рекламу и ура-патриотические лозунги всяких безголовых державников. Еще очень важная для меня
работа - иллюстрации к новой книге моей жены, поэтессы Наташи Романовой, «Индюк». Она выйдет в
этом году, там будут мои коллажи, очень мощные и непохожие на все, что я делал раньше.
Мой выход в финал премии Кандинского - чудо: в конце концов начинают считаться стем, что мы
делаем. Дальше будет больше. Что до победы Алексея Беляева-Гинтовта (известного своей
праворадикальной позицией.
- Прим. ред.), так это просто смешно. Все эти якобы левые
художники, которые раньше как сыр в масле катались, доили фонды и гранты, делали хуйню и при
этом пиздели про свой левацкий активизм, наконец-то получили щелчок по роже. Так что пускай
«левые» и «правые» ангажированные художники дерутся и перегрызут друг другу глотки. Мы давно
интереснее и актуальнее их всех, а их время кончается.
ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВА, искусствовед
Григория Ющенко я наблюдаю уже года три, с тех пор как в Музее связи выставлялись его очень
неплохие работы. Мне нравится, что он продолжает веселые живописные традиции, свойственные
ленинградскому искусству 1980-х. По-моему, он пока не всегда отличает нетворческую провокацию
от провокации, свойственной искусству. Но я не могу не радоваться за него, ведь в этом году он
оказался в шорт-листе премии Кандинского, а это значительный успех!